Восприятие искусства
-
Индивидуальное сознание Ренессанса - 16-07-2009
Культура Ренессанса с его высокоразвитым индивидуальным сознанием, независимым взглядом на мир, тягой к научному познанию явлений природы, выдвинула иную систему пространства. Она обусловлена прямой, или, как еще говорят, европейской, итальянской перспективой. Скульптор стал лепить в соответствии с законами анатомии и перспективными сокращениями, живописец стал писать картины, как бы ограждая их пространства от остального мира рамой. Предметы [...]
-
Пространственное содержание - 16-07-2009
Во всем средневековом искусстве, в том числе и в древнерусском, доминировала так называемая обратная перспектива. XIX век с его непогрешимой верой в прогресс и свою правоту, думал, что это признак неумелости средневекового художника. Но дело здесь вовсе не в выяснении, умели ли рисовать тогда иначе или не умели, а в том, что эта система изображения [...]
-
Время — пространство, пространство — время - 16-07-2009
В известном смысле реализация замысла есть нахождение и построение художником особого пространства произведения. Он предстает перед нами как конструктор пространства, насыщает его эмоциями и мыслями. Пространство для него становится не только одним из условий работы. Оно - сама материя изобразительного искусства, наполненная поэтическим смыслом. Это не только «площадь» произведения, его определенная граница, предел. Часто мы [...]
-
Архитектоничность произведения - 16-07-2009
Архитектоничность произведения заключается и в единстве конструктивного построения, и материалов, пластики. То есть наряду с чувством пластики чувство архитектоники будет одним из важнейших для художника. И поскольку каждый из нас в той или иной степени от природы обладает этим чувством, то оно невольно влияет и на нашу оценку искусства как проявления архитектоники природы. Если работа [...]
-
Конструкция художественного произведения - 16-07-2009
Итальянский мастер XV-XVI веков нередко строил свои работы откровенно симметрично, почти с технической точностью, уравновешивая различные компоненты, помещая обычно изображение прямо в зрительном центре, где в одной точке соединяются все линии движения. Но может случиться, что художник, придумав достаточно эффектную композицию и реализовав ее на плоскости графического листа либо холста, не убедит нас в ее необходимости. [...]
-
Композиционное единство - 16-07-2009
Произведение искусства возникает в результате преодоления внутренних конфликтов через композиционное единство. Его добивались в разные эпохи с помощью различных приемов. Рафаэль (1483-1520) в своей ранней картине «Мадонна Конастебиле», хранящейся в Эрмитаже, все время ведет одну мелодию. Это ощущение мягкой женственности, любовного и трепетного созерцания. Сам формат картины в виде тондо - круга как бы задает плавность [...]
-
Архитектоника - 16-07-2009
Итак, художник, реализуя свою идею, создает среду, в которой выявляется идея и чувства, которыми он хочет нас увлечь. Сложность и неоднородность восприятия, сложность мира как предмета искусства делает эту задачу чрезвычайно трудной. Воплощение ее - действительно часто в буквальном смысле муки творчества. Мы помним, как годами, беспрерывно, одержимо писал свое «Явление Христа народу» Александр Иванов (1806-1858). [...]
-
Влияние эмоции - 16-07-2009
В основе языка искусства как средства общения между людьми, как образной формы познания мира лежит эмоциональность. Из философии известно, что образ - содержательная форма мышления. Поэтому, когда мы слышим разговоры и споры об образах изобразительного искусства, мы не должны понимать их как некую сентенцию или формулу. Искусство целостно и конкретно, однако образность искусства - понятие [...]
-
Сюжет во главе - 16-07-2009
Когда французский художник Жак-Луи Давид в 1784 году писал свою картину «Клятва Горациев», то сюжет его картины сразу показывал желание художника говорить о вещах, наиболее волновавших тогда французов - о гражданственности, свободе, хотя и был заимствован из античности. Клятва сыновей отцу быть непреклонными в битве и горе женщин - уже само по себе это развертывание [...]
-
«Джоконда» Леонардо - 16-07-2009
Так мы вновь убеждаемся, что произведение изобразительного искусства есть всегда нерасторжимое единство элементов материальных и духовных. Согласившись с этим, мы можем понять, как конкретно решаются художниками проблемы формы и содержания, совпадает ли программа его работы с ее реализацией. Вопрос этот может быть воспринят и как очень простой. Действительно, что является содержанием картины И. Репина «Иван Грозный [...]