Мастерство режиссера
-
Синтез театральности и правды - 22-07-2009
В древней китайской живописи существовали, как свидетельствует история, два направления - «писать идею», т. е. изображать явления жизни условно, и «гум би» - «прилежная кисть» - отображать их со скрупулезной точностью. Великий китайский художник Ци Бай Ши, считавший тот и другой способ отображения действительности по-разному неполным («излишнее сходство - заигрывание с обывателем, несходство - обман»), [...]
-
Театральный лаконизм - 22-07-2009
Театральная условность в решении пространства представляется больше к лицу современному театру, нежели старомодный бытовизм. Кроме того, лаконизм - более экономный, более простой и верный путь к художественному образу спектакля. Мы можем найти подтверждение этой мысли, обратясь не только к истории русского и советского театра, но и к опыту нынешнего, да и былого западноевропейского театра, рассматривая [...]
-
Движение театральной истории - 22-07-2009
Еще больше парадоксов можно обнаружить при анализе трансформации самых главных понятий, рассматриваемых нами в этой главе,- «театральность» и «правда». Отметим здесь, что все революции в области театральной формы происходили во имя большей естественности, во имя освобождения от сковывающих драматическое искусство канонов и норм предыдущего периода, затрудняющих художественное отражение подлинной жизни. До сих пор еще в обывательском [...]
-
Условность сцены - 22-07-2009
30-40-е годы внесли свои изменения в устав декорационного искусства. Площадка сцены вновь застраивалась тщательно и терпеливо. Опять «как у французов»! Как видим, каждый раз возникали веяния, похожие на уже отошедшие, пройденные. Но каждый раз, возникая на новом этапе, в новом качестве, они осваивали не только достижения старой «условности», но и предшествующего «реализма». Итак, один и тот же [...]
-
Развитие по спирали - 22-07-2009
Может сложиться представление, что театр повторяется, следуя по одному предначертанному кругу. Весьма близкую к подобного рода понимания концепцию (при некоторой сдвинутости и неясности терминологии) предложил в свое время Дж. Гасснер в книге «Форма и идея в современном театре». Однако концепция замкнутой цикличности развития театра ошибочна. Объективная картина развития театральной истории - движение, свершаемое по спирали. Существенно [...]
-
Цикличность театральных эпох - 22-07-2009
Сопоставляя широкоизвестное прошлое и формирующееся настоящее, можно прийти к выводу об особой закономерности смен театральных направлений, особой, строго размеренной, цикличности театральных эпох. На смену «Принцессе Турандот» пришел новый критерий сценической правды - метод физических действий. Новая театральная традиция нашла продолжение в работах М. Кедрова. В это же время и в том же русле работали театры А. [...]
-
Условный театр Мейерхольда - 22-07-2009
«Художественный театр, - снова цитируем Мейерхольда, - достиг виртуозности в смысле жизненной натуральности и естественной простоты исполнения». Эта сторона театрального представления кажется Мейерхольду уже исчерпанной, и он болезненно ощущает, что правда исполнения становится сущностью, а содержание подменяется формой театральной правды. Попытка следовать моде, внести в исполнение и оформление условность («Жизнь Человека», «Драма жизни») оказывается в [...]
-
История Художественного театра - 22-07-2009
«Пластическое косноязычие актерского жеста и спутанность, вялость сценических интонаций - вот грехи современного театра!». Этот отзыв, живо напоминающий характеристику актерского исполнения первых спектаклей театра «Современник», опубликован в 1911 году! В 1898 году был создан Художественный театр. Поначалу большинство специалистов без устали уличали его в невыразительности и бесцветности актерской игры. Истинный профессионализм корифеев Малого театра никак не [...]
-
Спектакли Любимова - 22-07-2009
Спектакли театра Любимова вовсе не отличались тем уже спокойным академизмом, которым овладевал «Современник»,- они были взъерошены, дерзки, клочковаты, дисгармоничны. Ставились не спектакли - производились опыты, пробы, эксперименты. Именно в это время «Современник» стал испытывать творческие беды. Правда, не подкрепленная театральностью, не могла уже удовлетворять потребностям времени. Ю. Любимов между тем вынес на суд зрителей спектакль, [...]
-
Театральный бытовизм - 22-07-2009
В 40-е - начале 50-х годов, как правило (исключения могут лишь подтвердить его), наиболее распространенной формой театрального зрелища являлся бытовой спектакль. Правда актерского исполнения, ограниченная традицией, соответствовала правде сценической «обстановки». Между зрителями и актерами находилась плохо ли, хорошо подновленная четвертая стена. Театры словно вознамерились, вопреки логике и опыту истории, доказать, что достоверность пространства входит в [...]